КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
В октябре 1900 г. в «Журнале Министерства юстиции» появилась заметка А.Л. Боровиковского о проекте нового гражданского уложения. Автор упрекал редакторов проекта «в странной скупости на запятые», а для иллюстрации приводил «якобы исторический анекдот»: «Приговор о смертной казни был конфирмован так: «помиловать нельзя казнить»; как читать: «помиловать нельзя, казнить» — или «помиловать, нельзя казнить»? — Прочли в первой редакции — и, быть может из-за запятой, человека повесили».
Аркадий и Борис Стругацкие в произведении «Жук в муравейнике» выделили ключевые моменты эпохальных событий: «В эпохи глобальных катастроф цивилизации выплёскивают на поверхность бытия всю мерзость, все подонки, скопившиеся за столетия в генах социума. Формы этой накипи чрезвычайно многообразны, и по ним можно судить, насколько неблагополучна была данная цивилизация к моменту катаклизма, но очень мало можно сказать о природе этого катаклизма, потому что самые разные катаклизмы — будь то глобальная пандемия, или всемирная война, или даже геологическая катастрофа — выплёскивают на поверхность одну и ту же накипь: ненависть, звериный эгоизм, жестокость, которая кажется оправданной, но не имеет на самом деле никаких оправданий».
После террористического акта вечером 22 марта у концертного комплекса Crocus City Hall, когда весь здравый мир скорбит и выражает соболезнования России, все громче раздаются голоса о возвращении смертной казни. Нельзя поддаваться панике, необходимо принимать решения с холодной головой и в здравом рассудке. Спешка часто бывает опрометчивым шагом, изменить который будет сложно, следовательно, исходя из смысла русской пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», а они являются кладезем мудрости, когда необходимо принимать более правильные и взвешенные решения. Смысл этой мудрости заключается в том, что прежде надо думать, а потом делать (или не делать).
Спешить с принятием решения нельзя! Сама постановка вопроса, которая предполагает однозначный ответ, ошибочна, преждевременна и несерьезна. И. Кант высказывался в этом духе: «Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает. Der Krieg ist darin schlimm, dass er mehr böse Menschen macht, als er deren wegnimmt». Решение данного вопроса является сложным по многим параметрам, где необходимо продумать все последствия возможного введения смертной казни, все факторы, которые будут влиять на это решение. Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Где на первое место необходимо поставить свободу, гуманизм, когда не запреты, а воспитание станет доминантой нашей жизни. Нельзя подменять справедливость и ценность жизни людей. Решение надо принимать в контексте той войны, которую мы ведем с Западом.
Д. Песков: «Мы находимся в состоянии войны. Да, это начиналось как специальная военная операция, но как только там образовалась эта компашка, когда коллективный Запад стал участником этого на стороне Украины, для нас это уже стало войной». Это другой контекст и совсем не та ситуация, которая была всего несколько лет назад. Кроме того, сегодня особое значение имеет общественное сознание. Если мы наблюдаем в обществе сильные настроения по возвращению смертной казни, это надо учитывать. Но это не вопрос голосования. Одни говорят, что смертная казнь никак не влияет на уровень преступности в разных странах. При этом эксперты говорят, что это не так, отмечая, что наличие смертной казни влияет на потенциальных преступников и их мотивы. Это серьезный вопрос, надо и тех, и других послушать.
Во всех странах бывают судебные ошибки даже в век искусственного интеллекта и самых передовых форм расследования. Имеются случаи, когда приговаривают к смертной казни невиновных. Сегодня необходимо тщательно проанализировать состояние нашей судебной системы.